Афиша

Понедельник - в музеях выходной

Вдохновение А.А. Шодэ



Архитектор А. А. Шодэ родился 5 августа 1864 года в городе Одесса в семье владельца каретной мастерской. Его предки приехали в Россию из Франции в середине XIX века, сведений о родителях сохранилось мало. Август Шодэ рано проявил склонность  к рисованию, много читал, кроме русского и французского языков владел немецким, английским, итальянским, греческим, испанским. Среднее и высшее образование получил во Франции, там же, как подданный этой страны, прошел военную службу. По возвращению в Одессу работал заведующим мебельной фабрикой.

В 1897 году  Шодэ по рекомендации своего сводного брата, симбирского архитектора Эрнеста Викторовича Спаннера, с семьей переезжает в Симбирск.  Здесь он занимается частной архитектурной практикой до 1918 года. Затем, с потоком беженцев, спасавшихся от Красной Армии, уезжает в Омск, где умирает от брюшного тифа в возрасте 55 лет.
Архитектурное творчество А.А. Шодэ оставило яркий след в облике нашего города. Конец  XIX – начало XX веков – важный этап в истории зодчества Симбирска, он связан с активным строительством и  возведением значительных в архитектурном отношении памятников. В этот период в городе работает сравнительно большое количество мастеров, но именно Август Августович Шодэ  становится самым востребованным архитектором в среде зажиточных симбирян.

Первой его значительной работой  в Симбирске становится, в соавторстве со сводным братом, проект дворянского пансиона-приюта (в настоящее время –  здание факультета иностранных языков УлГПУ). В 1903 году А. А. Шодэ проектирует здание местного отделения Государственного банка (в настоящее время – театр кукол им. В.М. Леонтьевой), затем — особняк барона Х. Г. фон Штемпеля (в настоящее время – музей современного искусства им. А.А. Пластова). После этого имя архитектора становится популярным. По общему признанию широких общественных кругов Симбирска Шодэ считается талантливым местным архитектором, творившим под влиянием  французского ренессанса.

Ренессанс или Возрождение — одна из самых ярких эпох в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Свое название она получила в связи с возрождением интереса к античному искусству как к идеалу, образцу.

Для этой эпохи характерны гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности. Однако античная культура развивалась и интерпретировалась по-новому. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы придавали своим постройкам величественность, ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Постройки характеризуются ясностью структуры и четкостью расчленения строгих объемов и светлых просторных интерьеров.
Начало французского Возрождения относится к середине XV века. Развивая традиции готики, французские архитекторы создали новый тип архитектурных сооружений: замок Франциска I в Блуа, замки Азе-ле-Ридо, Шенонсо, Шамбор. Вершиной архитектуры Возрождения стало здание нового королевского дворца Лувра, построенного по проекту  архитектора Пьера Леско и скульптора Жана Гужона.

Конечно, обучение во Франции, путешествие на родину предков оказало значительное воздействие на творчество Шодэ. Вдохновение городом Парижем, его архитектурным наследием выразилось в создании в провинциальном Симбирске зданий, имеющих в своем  облике, декоре однозначное влияние французского ренессанса.

А.А. Шодэ был талантливым интерпретатором, в основе творчества которого лежала ориентация на использование архитектурных форм прошлого. Можно констатировать, что в использовании мотивов архитектуры французского ренессанса   зодчему удалось достичь совершенства. Он нашел законченные, устоявшиеся формулировки, где уместно выглядят и высокие кровли, и стройные шпили, и чердаки с люкарнами, и высокий рустованный цоколь, и чередование обычных и французских балконов с ажурными металлическими решетками. Очень сочно, декоративно смотрятся на фасадах спроектированных им домов лепные украшения, которые архитектор вводит с достоинством и вкусом, не суетливо и значительно.

По проектам  Шодэ в Симбирске были построены  значительные общественные здания: Дом-памятник И.А. Гончарову на Новом Венце (в настоящее время – ульяновский областной краеведческий и художественный музеи), евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии, архитектор выполнял частные заказы самой зажиточной части населения Симбирска: дом купца Н.Я. Шатрова, особняк купца А.А. Сачкова. Ему было свойственно стремление выдерживать здания в одном «стиле», умение удачно вписывать их в окружающую застройку. Особенностями его почерка явились связь декора здания с объемно-планировочным решением, «читаемость» характера расположения помещений во внешнем облике зданий и стремление охватить единым декоративным мотивом фасады и интерьер постройки.

Анализируя симбирское наследие архитектора, нельзя не отметить яркий, индивидуальный почерк  мастера, в котором обращение к мотивам архитектуры прошлого соседствовало с проявлением  новых черт – модерна. Но Шодэ отдавал явное предпочтение французской архитектуре XVI-XVII веков среди огромного разнообразия стилей, используемых архитектурой периода эклектики.

Научный сотрудник музея "Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска"
Евгения Кулишова.


Комментарии

Комментариев нет. Вы можете быть первым!

Оставить свой комментарий