Афиша

Понедельник - в музеях выходной

Значение символа 2013 года «змея»



Как известно, грядущий 2013 год – год черной водяной змеи. Змея коварна, зла, хитра и одновременно необычная, завораживающая, мудрая. Представления о ней самые различные и противоречивые. Змея является одним из наиболее сложных и универсальных символов.

В западной культуре змея служит олицетворением зла, хитрости, смерти, разрушения, греха и дьявола. Она же – символ мудрости, целительства, обновления и возрождения жизни. В Эдеме змей соблазнил Еву яблоком, что, в конечном счете, привело к грехопадению. Когда израильтяне в своем долгом пути к «земле обетованной» возроптали против Моисея, Бог наслал свирепых змей против людей; их укусы были смертельны. Когда же израильтяне покаялись, Бог приказал Моисею сделать медную змею и поднять ее высоко на знамени, чтобы «если кто был искусан и глянул на нее, остался бы жив». Ранние христиане называли Христа «Змеей добра»; в искусстве медная змея напоминала о словах Христа: «Сын Человеческий может вознестись на небо, как Моисей поднял змею в пустыне»; также это символ целительства и спасения.

Распространенные ассоциации змеи с целительством, с обновлением и возрождением частично происходят от древнего поверья, что змея сбрасывает кожу для возвращения молодости и владеет секретом вечной жизни. Змея, обвивающаяся вокруг сучковатого посоха, является эмблемой греческого бога врачевания Асклепия (Эскулапа), который мог воскрешать мертвых. Кадуцей («посох вестника») имел на себе две змеи; по мифологии, Гермес, посланник богов (Меркурий), получил крылатый посох, обладающий силой примирять противников, и, когда он решил испытать его, поместив между двумя борющимися змеями, они немедленно обвили посох, в мире между собой.

Посох Асклепия и кадуцей используют для обозначения медицинской профессии; они часто встречаются в медицинской геральдике (на гербе и знаках на форме Королевского армейского медицинского корпуса, используются также Американской медицинской ассоциацией и Всемирной организацией здравоохранения).

Змея символизирует мудрость (священное животное античной богини мудрости Афины-Минервы), живучесть, бессмертие, целительные силы, плодородие, домашний очаг, мужское начало – и одновременно эмблема коварства, зла, двуличия, женское начало, дождь и воду вообще, смерть.

Во многих мифологических традициях змея – участник миротворения: ацтекский бог Кецалкоатль превратился в змею, чтобы разорвать надвое хтоническое чудовище, плававшее в мировом океане и сотворить из его тела небо и землю; индийский змей Шеша держит на себе землю, равно как и скандинавский Йормунганд – «змей Мидгарда», т.е. срединного мира. Во многих мифах змея трактуется как дракон и в этом качестве выступает как олицетворение хаоса: в трехчленной модели мира змея находится «внизу» - у корней мирового древа.    
И змей немало
Под Иггдрасиль-древом –
Больше, чем думают дурни иные:
Пустожил и Подземельник –
Волкодлачьи чада,
Тоже Серый и Скрытень,
Снотворец и Витень;
Мне же ведомо: ветви
Древа им вечно грызть.

В славянской традиции змей тоже живет под корнями мирового древа. Он выползает и поднимается по стволу и ветвям, но хвост его остается под землей. Хвост змея свисает до огненного океана, языки пламени достают до него – поэтому змей и лезет из своей норы наружу. Если змей успеет вытащить свой хвост и обовьет всю крону, он удушит мировое древо и пожрет весь мир. А потом заглотнет свой обгоревший хвост – и время потечет по кругу и окажется в плену у самого себя – и мир застынет в вечном сне. Чтобы этого не случилось, Бог грома и молнии Перун мечет в змея огненные стрелы, и змею приходится уползать назад в нору, под корни древа.

В славянской языческой мифологии известен и «скотий Бог» Волос (или Велес), отчетливо противопоставляемый Перуну. Его связь со «скотьим», т.е. животным, царством вытекает из его имени: Волос – волосатый – волохатый – мохнатый. Возможно, что и слово «волхв» происходит от имени этого Бога и от обычая его жрецов одеваться в вывороченные мехом наружу, «волохатые» шубы для подражания своему божеству.  Некоторые ученые отождествляют Волоса с легендарным Змеем – противником Бога Грозы. Согласно преданиям, Змей Волос сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает на перепончатых крыльях, умеет выдыхать огонь (хотя сам до смерти боится огня, в первую очередь молнии) и очень любит яичницу и молоко. Быть может, в облике Змея воплощены силы первобытного Хаоса, буйные силы неупорядоченной, дикой природы, зачастую враждебной древнему человеку, но не злобной?..

Славяне-язычники поклонялись и Перуну, и Змею. Только святилища Перуна устраивались по высоким местам, а святилища Волоса – в низинах. Есть основания думать, что укрощенный, загнанный в подземелье Волос стал «ответственным» за земное плодородие и богатство. Он отчасти утратил свое чудовищное обличье, сделался более похожим на человека. В 1848 г. в реке Збруч был найден каменный идол, четко отражающий деление языческой Вселенной на Мир Богов, Мир Людей и Нижний Мир. Мир Людей поддерживает снизу коленопреклоненное усатое человекоподобное существо. Полагают, что это и есть Волос, поселившийся в глубинах Земли.  

Славянский фольклор знает также огненного змея – крылатую змею с некоторыми антропоморфными чертами. С.В. Максимов описывал облик огненного змея так: «У огненного змея голова шаром, спина корытом и длинный-длинный хвост – иногда до пяти сажен. Прилетая на свое место, он рассыпается искрами, которые вылетают как бы из решета, а летает он так низко, что бывает виден от земли не свыше сажени». Огненный змей – эмблема искусителя и в то же время символ достатка (считалось, что он приносит в дом богатство).

В индийской традиции змеи-наги считаются полубогами, им принадлежит подземный мир – Патала; там находится их столица, там они хранят несметные сокровища. Они – великие чародеи, способные оживлять мертвецов и менять по желанию свой облик. Наги часто принимают человеческий облик и селятся среди людей. Нагини нередко становятся женами царей и героев, ибо отличаются несказанной красотой. Среди правителей нагов особое место занимает тысячеглавый змей Шеша; Васуки, принимавший участие в пахтании мирового океана; Такшака, из-за которого совершилось великое жертвоприношение змей. В «Махабхарате» говорится, что наги получили бессмертие, отведав напитка богов – амриты, но поскольку им пришлось слизывать амриту с острых стеблей травы, их языки раздвоились. В буддийской мифологии наги делятся на две группы – земных и водяных. Дыхание нагов ядовито, а взгляд убивает на месте. Они часто сходятся с людьми; потомство от таких союзов отличается изяществом и физической слабостью по причине «водяной природы», унаследованной от нагов. С нагами постоянно враждует царь птиц Гаруда; его змееборство сродни сражениям многих героев с драконами и змееборству св. Георгия в христианской традиции.

В христианской культуре змея – эмблема дьявола (змей-искуситель). Но образ змеи использовался и как символ мудрости. Христа называли «медным змеем пустыни»; дьявола отождествляли с «черным змеем Эдема». Устойчивое соотнесение змеи с дьяволом зафиксировалось в Средние века.

В геральдике змея изображается с каким-либо атрибутом. Змея, пожираемая орлом, - символ зла, побеждаемого добром. Змея, обвившая чашу (отдающая яд), - эмблема медицины. Змея, обвившая обоюдоострый меч, - эмблема хитрости.    

Широко известно изображение змеи, свернувшейся кольцом и кусающей собственный хвост. Это Уроборос – эмблема круга, символ бесконечности. У филиппинцев есть сказка, в которой ясно отражено представление древних людей о змее. «Когда-то в горах жила белая змея. Она дружила с людьми и всегда говорила им, когда будет мор, голод или непогода, чтобы они могли приготовиться. Если змея говорила, что много месяцев не будет дождя, люди запасались бататами. Если она говорила, что будет мор, они старались умилостивить богов. Если змея говорила, что будет непогода, они запасались впрок дровами и пищей. Люди умирали, рождались новые, а змея все жила, пока однажды пьяный человек не убил ее. Человек этот скоро умер, но все равно людям больше не от кого было узнать, когда будет голод, они больше не запасались пищей, и, когда наступал голод, очень много людей умирало».

В странах Азии змея почитается за свою мудрость. Талисман в виде змеи повышает интеллектуальный уровень человека, развивает интуицию и даже ясновидение. Человек, носящий такой талисман, делается более решительным, целеустремленным, активным, его воля становится железной, он преодолевает все жизненные преграды. Способность змеи обвиваться вокруг какого-либо предмета передается хозяину, в этом случае человек, взявшись за любое дело, непременно доведет его до конца, чего бы ему это не стоило. Кроме того, талисман змеи в виде кулона активизирует в своем владельце такие черты характера, как сентиментальность, эмоциональность, чувствительность. Обладатель такого талисмана обнаружит в себе таланты и наклонности к искусству.

Образы змеи можно рассмотреть и на звездном небе – это созвездия Гидры и Змеи. Гидра – одно из самых больших (по площади) созвездий на небосводе и, конечно, самое длинное. В мифологии Гидра – многоголовое чудовище, с которым сражался Геркулес, совершая один из своих двенадцати подвигов. У чудовища на месте одной срубленной головы вырастало две. Но герою удалось ее убить, прижигая шеи так, что на них больше не вырастали головы. В созвездии Гидры лучше всего различается голова, состоящая из шести звезд, которые находятся рядом со Львом.  Полностью или частично созвездие видно во всех точках земного шара. Главная звезда – ? Гидры, называется Альфард – «одинокая». Это светило, представляющее собой сердце небесной Гидры, - оранжевая звезда, находящаяся в 177 световых годах.

Созвездие Змеи связано с соседним созвездием Змееносца. Оно состоит из двух отдельных частей: головы, расположенной на западе, и хвоста. Связь между Змеей и Змееносцем возникла в древние времена. Змееносец олицетворял бога медицины Эскулапа, а змея – символ этой науки. Легенда гласит, что от змей Эскулап узнал о лечебных свойствах некоторых трав. Врачу не удалось спасти умирающего друга. И тут он рядом с трупом увидел змею. Эскулап немедленно убил ее, но появилась вторая змея и положила на раны подруги собранные травы, которые воскресили первую. Созвездие Змеи легко найти, найдя созвездие Змееносца. Если повернуться к северу спиной, голова Змеи окажется справа от Змееносца, а хвост – слева. Голову небесного пресмыкающегося к тому же видно между Геркулесом и Волопасом. Змею хорошо видно весной и летом. А в начале зимы она практически не наблюдается. Так как созвездие находится рядом с небесным экватором, его можно увидеть из любой точки планеты. Самая яркая звезда Змеи – Унукалхай, что означает «шея змеи», оранжево-красный гигант.

Итак, образ змеи многозначен и неповторим. В мировоззрениях разных народов нашел свое отражение культ змеи, самым непосредственным образом связанный с судьбой человека. Мировая мифология, фольклор знакомят нас с интересными историями, где главным персонажем является Змей.

Петрушина Е.А.,
научный сотрудник музея
«Метеорологическая станция Симбирска»


Комментарии

Комментариев нет. Вы можете быть первым!

Оставить свой комментарий