Афиша

Понедельник - в музеях выходной

28 апреля 2015 года в музее «Симбирская классическая гимназия» прошла ежегодная школьная научно-практическая конференция IV Малые Сытинские чтения.

IV Малые Сытинские чтения


Смотреть
все фото

28 апреля 2015 года в музее «Симбирская классическая гимназия» прошла ежегодная школьная научно-практическая конференция IV Малые Сытинские чтения.

Интерес к проводимой на базе Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» конференции возрастает с каждым годом, и он выражается в числе участников и в географии тех населённых пунктов Ульяновской области, которые они представляют. При этом, школьники предъявили яркие примеры содержательных и качественных докладов, глубоко и точно раскрывающих выбранные темы.

Количество участников Малых Сытинских чтений возрастает в геометрической прогрессии – в этом году было заявлено 178 докладов, 208 участников. Это больше, чем общее число всех докладов и участников, представленных на всех трёх предыдущих конференциях! 139 докладов было озвучено в один день на пяти секциях конференции.

И количество, в данном случае, не пошло в ущерб качеству представленного материала. В немалой степени, это оказалось достигнуто благодаря темам, предложенным организаторами, с учётом опыта прошедших лет. Чтобы услышать «живой» голос детей, их отношение к тем или иным историческим проблемам, предлагаемые темы должны носить прикладной характер, быть связанными с тем, что способно вызвать эмоциональный отклик со стороны ребёнка или подростка: семья, школа, «малая родина».

«Национальная слава: взгляд через прошлое родного края», – так   звучала общая тема IV Малых Сытинских чтений. 2015 год, год 70-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, был официально объявлен Правительством Годом национальной славы. В этом году отметил своё 25-летие «базовый» для Малых Сытинских чтений музей «Симбирская классическая гимназия». И этот год – ещё и Год литературы в России, к чему привлекается общественное внимание не только в отношении прошлых литературных достижений, но и в связи с тем кризисом, которое переживает общество, когда электронные «гаджеты» вытесняют бумажную книгу, а вместе с ней навыки логического мышления.

С темой Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, её отражения в истории нашего края, в истории семей докладчиков оказалась связана «львиная доля» из представленных докладов. Они звучали на двух секциях: «Наши земляки на полях сражений; Ульяновский тыл – фронту» и «Семейные реликвии – свидетели ратных подвигов ульяновцев». Надо отметить высокий уровень абсолютного большинства научных работ школьников и учащихся, были проведены самостоятельные исследования в архивах, в фондах профильных музеев, составление поисковых запросов. Широко использован метод интервьюирования участников событий. Выступления были эмоциональными, чувствовалось личностное отношение: иногда, правда, эта эмоциональная сторона оставляла выступающим мало места для конкретного изложения событий, в условиях жёсткого регламента. Тема Великой Отечественной войны, патриотизма, по-прежнему близка юношеству, и это очень отрадно.

Выступления участников секции «История образовательного процесса в учебных заведениях Симбирской губернии – Ульяновской области» отличала глубина исследований, поиск новых методов и форм для получения необходимой ретроспективной информации, в первую очередь, интервью. Прозвучавшие выступления, посвященные своим учителям или учителям своих родителей, отличались теплотой и особым личным участием. Важной кажется общественная инициатива, предложенная восьмиклассницей Чуфаровской школы Вешкаймского района Викой Рогулькиной, чтобы вопросы закрытия школ и ликвидации музеев выносились на обсуждение сельских сходов и принимались в зависимости от их решений и предложений.

Представленные на секции «Литературные традиции Симбирской губернии – Ульяновской области» доклады отличала особая эмоциональность, присущая литературе в целом, и впечатлениям от прочитанного ребятами, в частности. Большинство участников секции продемонстрировало высокий уровень подготовки. Вдумчивое чтение, тщательный отбор материала, чёткое выстраивание структуры доклада – вот те навыки, которыми, как нам показалось, овладели за период подготовки к конференции все докладчики литературной секции.

Выступления на секции «История Ульяновской области: новые исследования, открытия, находки» были посвящены различных темам и персоналиям из истории нашего родного края в широкий хронологический период 2-й половины XVII – конца XX столетий. Часть из них также была посвящена теме Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, связанных с ней экспонатов из школьных музеев и семейных реликвий. Значительное количество докладов было посвящено истории населённых пунктов Симбирского-Ульяновского края, связанных с ними природных и исторических объектов: улиц, храмов, колодцев и родников. Подобные доклады имеют особенное практическое значение для  формирования как современных туристических маршрутов, так и для самоопределения меняющихся, в результате миграционных процессов и изменения условий проживания и природопользования, сельских сообществ, направления их усилий на благоустройство природных и исторических объектов, расположенных на территории конкретных населённых пунктов,  их знакомство с историей собственных селений.

Значительное увеличение числа участников, расширение географии конференции ставит перед организаторами конференции новые и важные организационные вопросы, связанные, как с регламентом проведения Малых Сытинских чтений, так и с отбором текстов для будущего печатного сборника «Материалов IV Сытинских чтений», который, наверняка, придётся, по сложившейся традиции, вновь расширять, в сравнении с предыдущим сборником. Но это отрадно. Значит, конференция живёт, она востребована. Увеличивается число участников, а это значит, что растёт число тех, для кого Малые Сытинские чтения стали первым шагом на пути в большую науку.

Прикрепленные файлы:



Комментарии

Комментариев нет. Вы можете быть первым!

Оставить свой комментарий