Афиша

Понедельник - в музеях выходной

Мечты сбываются



Коллектив музея городского быта «Симбирск конца XIX – начала ХХ века» с самого начала отличался тем, что придерживался поговорки «мечтать не вредно». И их мечты всегда сбывались. Кого-то неудача заставит забыть об интересной идее, но под руководством заместителя директора по научной работе Ольги Анатольевны Туркиной проект по наполнению музея звуками и светом был доведен до получения гранта – и накануне 30-летия Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» он был воплощен.

Постепенно коллектив менялся, но оставались традиции и настроение, царящие в «музее семьи». При сохранении самой сути музея, который остается домом, где рады каждому гостю, он не застыл в одной форме, а меняется – как если бы в нем и правда жила семья. Со временем дом разросся до полноценной усадьбы – с кухней, баней, каретным сараем, ухоженным садом и огородом.

Сейчас им руководит Светлана Михайловна Прокофьева. Она в заповеднике с 1987 года: сначала работала в научно-исследовательском отделе, затем ее перевели в музей «Симбирская классическая гимназия», а в 2002 году поручили создать комплекс «Торговля и ремесла Симбирска-Ульяновска». В 2009 году под её руководством был открыт новый музей – «Почтовое дело Симбирска-Ульяновска».

- В «Симбирской классической гимназии» меня приняли на должность «экскурсовод», - рассказывает она. – Тогда я задавалась вопросом, неужели всю жизнь буду экскурсоводом? Ведь у этой профессии есть некий потолок, выше которого уже не поднимешься. Но теперь, спустя годы, я с радостью говорю всем новым сотрудникам, что в заповеднике они смогут реализовать себя как угодно и бесконечно расширять границы профессионального мастерства. Можно быть сегодня организатором, завтра аниматором, заниматься поиском партнеров для реализации проекта, научной работой. С одной стороны, я в заповеднике 27 лет, но за это время пропустила через себя такие разные темы. А чтобы все получилось, нужно было полюбить каждую из них. Так я полюбила тему торговли, потом – тему ремесел, затем – почты. А тема городского быта для меня остается самой неизученой, хотя музей очень интересный.

В коллективе считают, что интерес к Заповеднику может быть неиссякаемым: ни один музей не повторяет темы другого, и каждый в своих условиях со своим коллективом постоянно расширяет их круг, поэтому занятия, конкурсы и праздники здесь самые разнообразные. Конечно, лучшее быстро перенимается, но у каждого есть своя «изюминка». Например, в Музее городского быта проводят очень красивые свадебные программы: благодаря участию в них фольклорного ансамбля «Веретено», оживают фрагменты старинного обряда с величанием невесты.

Всегда приветлива и гостеприимна научный сотрудник музея Александра Анатольевна Гужова. Придя в музей городского быта в год его пятилетия, она приняла участие в разработке и реализации целого ряда проектов. Например, по работе с людьми, больными рассеянным склерозом. Лучший результат этого сотрудничества - в том, что проект завершен, но его участники остались друзьями музея. В числе других удач – разработка комплекса образовательных программ для детей разных возрастов на средства президентского гранта «Музейный образовательный портал». На мой вопрос о том, почему Музей городского быта пользуется большой популярностью, она отвечает просто: «Эта тема понятна и близка каждому: музей рассказывает о том, что люди ели, пили, во что одевались, чем интересовались сто лет назад. Из-за того, что экспонаты не спрятаны за стеклом, люди словно приходят в гости, а мы стараемся это ощущение сохранить».

Во многом это получается благодаря смотрителям. Они – не столько сторонние наблюдатели, сколько сопровождающие гостей хозяйки. Нужно и за сохранностью проследить: своеобразие музея невольно искушает что-то потрогать или взять в руки. А зачастую, просят ещё и на вопросы ответить, поэтому смотрители в любой момент могут рассказать о любом предмете экспозиции.

Марина Николаевна Таль – бессменный кассир и смотритель с 2007 года. Несколько лет в музее Юлия Казакова, которая создала группу музея в социальной сети vkontakte и рекламировала его в течение двух лет. Третий смотритель музея Алефтина Дмитриевна Порозова – кандидат исторических наук. Она преподавала в Ульяновском государственном педагогическом университете, но попала под сокращение, и кандидатскую диссертацию защищала уже в качестве сотрудника Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». Она - этнолог, этнограф и антрополог. В рамках своей должности ей тесновато, и она даже предлагала создать выставку по теме «народная медицина», а недавно выступала с докладом на Сытинских чтениях. Летом Алефтина Порозова присматривает за усадьбой: каретным сараем, кухней, баней. Она вспоминает о бывшей сотруднице музея Татьяне Алексеевне Тютиной – это настоящая мастерица в бисероплетении и декупаже. По старой памяти она не раз выручала коллег и сейчас помогает проводить мероприятия по их просьбе.

А вот и самый молодой научный сотрудник музея – Ирина Валерьевна Лукьянова. Ставку для нее берегла ее педагог и бывшая заведующая музеем городского быта Ольга Туркина. Вспоминая, как приходила в музей в качестве посетителя, а затем – студенткой, Ирина признается, что желание работать в нем возникало не раз, но она и не предполагала, что желание это сбудется. Хотя в коллективе предполагали, что нужен человек опытный, молодая сотрудница их нисколько не разочаровала. И Ирина за почти два года работы ни разу не пожалела о случившемся.

- Этот уютный дом, в котором мне многое нужно было принять, стал для меня вторым домом после родного, - делится она своими переживаниями. - И в нем я провожу большую часть дня. А в соседних музеях работают мои друзья по университету, поэтому я и новых друзей приобрела, и старых не растеряла.
В работе Ирине пригодились навыки, полученные в университете, а также ее увлечение фотографией. В процессе обучения упор делался на техническую сторону дела – создание сайтов, презентаций, - это позволяет ей с легкостью создавать афиши мероприятий. А хобби постепенно приобретает характер профессиональный – и теперь научные сотрудники не переживают, если на презентацию или другое мероприятие не успевает прийти фотограф: Ирина выручит, и сделает это достойно. А осенью она впервые самостоятельно организовала и подготовила выставку: изучая тему шляпок рубежа XIX-XX веков, она на собственном опыте осознала правдивость мысли о том, что чем глубже изучаешь что-то, тем больше осознаешь, сколько в нем остается непознанным…

Материал подготовлен Анной Школьной


Комментарии

Комментариев нет. Вы можете быть первым!

Оставить свой комментарий