Афиша

Понедельник - в музеях выходной

На защите купечества



Впечатление, возникшее у меня в день знакомства с первым коллективом из длинного списка Музея-заповедника «Родина Ленина», с течением времени лишь усиливается. Надеюсь, это звучит не очень пафосно, потому что впечатление такое, будто быть музейщиком – самая интересная из всех профессий. Вот и научные сотрудники музея «Симбирское купечество» Елена Садовник и Андрей Ганин говорят о нехватке времени и сил на личные увлечения без тени сожаления.Зато о работе – с таким явным удовольствием, что невольно позавидуешь. И думается: наверное, работа и увлечение настолько переплетены, что другого им не надо.
Заведующая музеем Елена Викторовна Садовник в течение 13 лет работала в музее «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева», но, судя по нашей беседе, сейчас она полностью поглощена темой купечества. Неудивительно: ею она занимается без малого 10 лет – с тех пор, как осенью 2004 года было решено создать этот музей. Задача была не из простых: материалов очень мало, да и предметы, подходящие по тематике, уже прочно осели в экспозициях других музеев заповедника.
Елена Викторовна очень нуждалась в помощнике, и через год, осенью 2005-го он появился. Выпускник исторического факультета УлГПУ Андрей Ганин хотя никогда не предполагал, что будет работать в музее, оказался в заповеднике, как говорится, ко двору.
- В тех сложных условиях мне очень повезло, - рассказывает Садовник. – Андрей - из учительской семьи, все его предки – родители, бабушки, дедушки – педагоги. Университет он закончил с красным дипломом. Ему как историку (я – филолог по образованию) гораздо понятнее исторические процессы, обстоятельства и последствия которых он мне разъяснил. Он уже знал приемы исторического исследования, и ему было проще находить документальный материал. Кроме того, он приехал из села, и не боится никакой работы. В хозяйстве – а наш музей, как и многие другие, это хозяйство, - Андрей и газон подстрижет, и лампочки заменит, и землю вскопает, и многое другое делает для того, чтобы наш музей выглядел «на миллион долларов». Я очень благодарна его родителям за воспитание такого сына.
Елена вспоминает, как непросто было находить экспонаты: даже при активной помощи фондовиков их явно не хватало. Приходилось ездить в антикварные магазины соседних регионов, чтобы приобрести пусть не местные артефакты, то хотя бы типологические предметы. А потом что-то случайно находилось. Люди, ранее не соглашавшиеся передать музею вещи предков-купцов, меняли свое мнение, только увидев результат усилий музейщиков. Непросто далось и понимание того, какими будут интерьеры постепенно рождающегося музея. Все художники, как один, шли по пути стереотипа: выложить подвалы кирпичной кладкой и заставить их сундуками. Эта банальность явно не подходила, но не было и понимания того, что придумать взамен. И тогда на помощь пришла Ирина Геннадьевна Котова, тогда – научный сотрудник музея «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска». Как и следовало ожидать от искусствоведа, она сказала, что всегда голосует за красоту. Осознав, что в условиях, когда экспозиция пока не обладает ударными, знаковыми артефактами, изначально надо сделать упор на первое впечатление, сыграть на эмоциях посетителя. Ирина Геннадьевна помогла найти дизайнера, который осуществить это - впоследствии Андрей Дорофеев вошел во вкус и приложил руку к дизайну других музеев заповедника.
В ответ на похвалу начальницы Андрей говорит, что он, воспитанный педагогами как будущий учитель, долго шёл к пониманию специфики профессии музейного работника. И полностью осознал её только спустя два года, когда начал водить экскурсии. Тогда пришлось и преодолеть страх перед общением с незнакомыми людьми, и научиться чувствовать аудиторию, и быть готовым ответить на любой, самый неожиданный вопрос. А преподавание краеведения в университете было весьма условным – педагог засыпал студентов лавиной статистических данных. Приоткрытая было некая ниша по истории Симбирского-Ульяновского края ограничивалась масштабами курсовой работы, а обмен информацией между студентами не практиковался. Поэтому непосредственно в музее Андрей открыл для себя и многие факты из истории Симбирска, и значение купечества как в развитии провинциального города, так и всей страны.
Как-то исподволь пришло понимание радости музейного сотрудника. - Она – в том, что ты не просто знаешь какую-то информацию, но и делишься ею с людьми. Значительное число краеведов не имеет такой возможности, в редком случае удается выпустить книгу. А мы каждый день кому-то что-то рассказываем. Зная, что люди могут спросить все, что угодно, начиная от цены на хлеб в конкретном году до явлений общероссийского масштаба, мы постоянно читаем, ищем ответы и стараемся все помнить, чтобы не выглядеть некомпетентными. Нам приходится сталкиваться ещё и предубеждением людей в отношении русского купечества. Бывают посетители, которые этот класс жутко не любят. И мы должны так о купцах рассказать, чтобы перевернуть представление о них. Аршинники, протобестии, купцы – каких только эпитетов по отношению к ним не применили в свое время Островский, Салтыков-Щедрин, Радищев, Горький...
Вместе с тем, поясняет Елена Викторовна, в постсоветское время произошло некое «обеление» купечества, их стали излишне превозносить, и свою задачу сотрудники музея видят в некой золотой середине, которая дала бы наиболее объективную оценку жизни и деятельности купцов.
- Уверена, многие сотрудники заповедника слышали от туристических групп слова, что они не хотели даже заезжать в Ульяновск, в котором, по их мнению, кроме ленинской темы ничего нет, и темы наших музеев их не заинтересовали, но посещение заповедника показало, какая интересная жизнь была в Сибмирске, какая богатая история у нашего города. Надеюсь, после этого они и на историю своего города по-другому взглянули. Кажется, что в годы работы над подготовкой музея были одни сложности, но, возражает Садовник, одновременно было и интересно. А когда музей открылся, и начали звучать комплименты, музейщики стали успокаиваться и входить во вкус.
Зимой 2010 года коллектив задался целью создать свою, неповторимую программу для свадебных групп. И, говорит Елена Викторовна, в этом помогла Наталья Лукашкина, теперь – старший научный сотрудник соседнего музея «Симбирские типографии». Оказалось, что она чудо как хороша в купеческом образе, к тому же в силу своего лёгкого характера и весёлости так удачно облекла программу в игривую форму, что в итоге получился очень «вкусный» продукт.
Коллектив музея «Симбирское купечество» уникален не только тем, что в нем – единственном из шестнадцати музеев заповедника – есть мужчина, их здесь двое – ровно половина от общего числа сотрудников.
Вторым недавно стал Игорь Смирнов. Его, профессионального певца, так часто приглашают на разные мероприятия, что когда освободилась ставка смотрителя, ему предложили её занять. Теперь Игорь всегда под рукой.
Удачно вписалась в коллектив и смотритель Тамара Петровна Никишина. Она и с посетителями тактична и деликатна, и на деловые звонки в отсутствие научных сотрудников отвечает настолько грамотно, что им потом проще решать любые вопросы. Да и все бывшие сотрудники музея были хороши, обо всех вспоминают только с благодарностью. - Считается, что жизнь в музее застывшая, - говорит Андрей при прощании.
– Кому-то кажется: ну что за работа – сидишь, книжки почитываешь. На деле – то идут группа за группой, то надо организовать музейное чаепитие, то презентацию. Люди приходят очень разные, к каждому нужно найти подход, поддержать его интерес. Вместе с тем, меняются требования к музеям, и нужно найти этот баланс, чтобы и марку высокую держать, и требованиям простоты и доступности соответствовать. - Я считаю, что неотъемлемое качество музейщика – это доля оптимизма. Вся работа, особенно исследовательская и собирательская, нами ведется с прицелом на будущее. У нас сложилась традиция отмечать музейные юбилеи обновлением – введением экспоната в экспозицию, обнародованием документов. Мы постоянно думаем и помним об этом, работая в архивах и библиотеках, встречаясь с людьми.

Материал подготовлен Анной Школьной


Комментарии

Комментариев нет. Вы можете быть первым!

Оставить свой комментарий