Afisha

Monday is a day off in museums

Музейные роли



Мы все одинаковы, когда речь идёт о работе, - заявляет Елена Краснова, старший научный сотрудник музея «Народное образование Симбирской губернии в 70-80-х годах XIX века» в ответ на вопрос о том, почему все сотрудники Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», словно сговорившись, твердят о том, что работа в нём – это простор для творчества, разнообразие и сфера применения разного рода увлечений. - Понимаю, почему все так говорят. Я сама настолько увлечена этой работой, что даже дома забываю, зачем включила компьютер, если случайно наткнулась на что-то полезное для проведения занятий.
В её коллективе, словно в театральной труппе, каждый сотрудник играет свою роль, выбранную по способностям и интересам. Хотя в целом работа ведётся совместная, какие-то моменты одной удаются лучше, чем другой. Например, Ольга Никифорова владеет компьютерной программой Photoshop и делает презентации. С приходом Анастасии Ларионовой в музее стали проводиться мероприятия, связанные с православием, - это направление возникло не случайно, ведь предмет «Слово Божье» преподавали и в приходских школах, и в классических гимназиях. Всех объединяет любовь к перевоплощению. Елена Леонидовна рассказала, как в год трудоустройства в музей Татьяна Константиновна Турицына, первая заведующая музеем, показала ей фотографию, на которой она была в роли Бабы-Яги. «Вот еще», - возмутилась тогда Елена, профессионал с высшим педагогическим образованием, учитель русского языка и литературы из лицея № 40. А сейчас, даже когда молодые коллеги предложили освободить её от актерской «повинности», приближается очередной праздник – и Елена представить себе не может, что кто-то другой наденет костюм той же Бабы-Яги. Роль старухи Шапокляк она делит со смотрителем Мариной Томовной Пашниковой – та, говорят, исполняет ее с такой отдачей, что родители маленьких посетителей смеются до слез. Ольга перепробовала себя в самых разных ролях – Петрушки, Снегурочки, Весны и даже... Сугроба. Анастасия пока успела сыграть только колоритную Марфу.

Ольга и Анастасия, как и большинство молодых сотрудников заповедника, получили специальное образование в УлГПУ по специальности «музейное дело». И хотя в университете актёрскому мастерству их не учили, они с удовольствием развлекаются вместе с детьми. - Дети должны не просто слушать, им хочется трогать экспонаты, участвовать в действии, и мы разрушаем стереотип о том, что в музее скучно! – говорит Ольга. – И когда тебе говорят: «Как у вас интересно!», то понимаешь, что твои усилия и труды не пропадают зря.
Ольга вообще очень переживает за ребятишек и считает, что сейчас родители пренебрегают своей первейшей обязанностью – воспитывать собственных детей. Им, считает она, не хватает, с одной стороны, дисциплины, с другой – тёплого слова и похвалы. Она старается отметить успехи постоянных посетителей, и взамен поучает их радость от новой встречи и тёплые объятия целой группы. Льнут ребятишки и к Анастасии, которая всегда мечтала работать в школе, так как чувствовала себя «историком до мозга костей». Книги читает исторические, фильмы – тоже. Дети – да и взрослые - задают вопросы самые неожиданные, поэтому её стремление к самосовершенствованию в музейном деле очень кстати.

В жизни Елены Леонидовны, кроме музея, есть ещё семья, на которую остается не так уж много времени. Не ушла из неё и педагогика: Елена занимается со школьниками в клубе любителей русского языка – учит писать сочинения и изложения.
Свои роли с увлечением и ответственностью выполняют смотрители. Марина Томовна – прирожденная артистка и палочка-выручалочка. В минуты непредвиденных накладок, когда научные сотрудники заняты, она увлечёт и развлечёт любую группу – хоть играми, хоть спортивными состязаниями. Инна Николаевна Яковлева в прошлом учитель русского языка и истории. Всё то, о чём рассказывают группам в музее, она испытала на себе в подобной школе, а потому научила молодых коллег правильно расчерчивать линии, держать перо, выводить буквы. Обе женщины – рукодельницы, и с удовольствием принимают участие в подготовке наглядных материалов для новых программ и выставок.

А ещё коллектив объединяет любовь к самому зданию народной школы. Пока другие музеи заповедника ремонтируют и реставрируют, пока в них обновляют экспозиции и приводят в соответствие с требованиями времени, сотрудники музея «Народное образование» надеются, что их эта волна обновления не коснётся. - Думаю, что в этом изюминка нашего музея, - говорит Елена Леонидовна. - Мемориальная школа, видимо, должна оставаться такой. Простые занавесочки, скромные белые двери и все остальное только подчеркивают то, что здание подлинное, и потому дух у него особый, и воздух другой. Посетители отмечают, что у нас домашняя обстановка, и такое впечатление, будто из города переносишься в деревню. Хотя в двухстах метрах от нас проходят трамвайные пути.

Материал подготовлен Анной Школьной


Comments

There are no comments. You can be the first one!

Provide your feedback

Вы можете авторизоваться через социальные сервисы:

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
CAPTCHA
* Required fields
The user agrees to the processing of his personal data