Афиша

Понедельник - в музеях выходной

Жизнь и творчество М.П.Коринфского по материалам исследователей участников Всероссийской научно-практической конференции «Архитектор Михаил Коринфский: 225 лет со дня рождения».



В 2014 г. вышел сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Архитектор М.Коринфский:225 лет со дня рождения», организаторами которой выступил Музей-заповедник «Родина В.И.Ленина», архитектурная мастерская «Симбирскпроект» при поддержке Министерства культуры РФ, Комитета Ульяновской области по культурному наследию, Государственного архива Ульяновской области.

В сборник вошли статьи исследователей из разных городов (Москвы, Нижнего Новгорода, Арзамаса, Казани, Самары, Ульяновска). Всего представлено 15 статей за авторством: Бартельс Н. В. (старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Российской Академии художеств), Беспаловой Е.К. (старший научный сотрудник музея-заповедника «Родина В.И.Ленина), Исакова А. (ведущий архитектор ООО «Куйбышевского Промстройпроект», магистр архитектуры),  Кириченко Е. И. (доктор искусствоведения, историк архитектуры, член-корреспондент Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РФ), Конякиной Т. Ю. (зав. Сектором архивоведения Самарского областного  историко-краеведческого музея им. П.В.Алабина), Котовой И.Г.(кандидат искусствоведения, директор музея-заповедника «Родина В.И.Ленина»), Макеевой И.Ф.(заведующая музеем «Симбирская классическая гимназия»), Пакшиной Н.А. (кандидат технических наук, декан факультета информатики, электроники и приборостроения Арзамасского политехнического института – филиала Нижегородского государственного технического университета), Петряшина А.С. (кандидат исторических наук, член Союза архитекторов России, архитектор-реставратор), Саначина С.П. (заслуженный архитектор республики Татарстан, главный архитектор проектов «Казгражданпроект», исследователь), Свешниковой О.А. ( краевед, руководитель научно-исследовательского отдела архитектурной мастерской «Симбирскпроект»), Сысоевой Е.А. (кандидат архитектуры, сотрудник Министерства культуры Самарской области), Тарзановой Е.В. (заместитель руководителя Управления Министерства культуры РФ по Приволжскому Федеральному округу), Филимоновой Г.В. (журналист, президент Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать Понять», руководитель проекта «Места памяти Нижегородской области»), Чеберевой О.Н. (старший преподаватель кафедры рисунка и живописи, доцент кафедры общенаучных дисциплин, архитектор мастерской Нижегородского Государственного архитектурно-строительного университета).
Конечно, каждого исследователя интересует своя тема, касающаяся жизни и творчества архитектора в разных городах нашей страны, улицы которых украшают его постройки. (Ведь не только Симбирску посчастливилось стать обладателем его строений). Не осталась в стороне общественная и личная жизнь Михаила Петровича.

Статья «Храмы, сооруженные по проектам М.П.Коринфского, и церковное зодчество России первой половины XIX века» Е.И.Кириченко  посвящена вопросу становления архитектора, являющегося автором многих произведений культового зодчества. «М.П.Коринфский глубоко восприняв уроки своего учителя А.Н.Воронихина, использовав их, переработав и отталкиваясь от них, превратился в крупного самостоятельного зодчего эпохи классицизма», -так пишет Е.И.Кириченко. Им были построены: Воскресенский собор в Арзамасе, пятикупольная Троицкая церковь в селе Пятина, храм Рождества Христова в селе Царевщина Симбирской губернии, Троицкий собор в Симбирске и др. В статье также излагаются сведения об основных типах храмов, строившихся в нашей стране (однокупольные, прямоугольные базиликального  типа, храмы-ротонды, храмы-усыпальницы, храмы «кораблем», храм соборного типа с пятью световыми куполами, прямоугольные с двускатными кровлями, кубовидный однокупольный храм).

Статья «Арзамасский период творчества архитектора М.П.Коринфского» А.С.Петряшина начинается с того, что есть некоторые загадки и неточности в биографии М.П.Коринфского. Можно начать хотя бы с того, что четко не установлена дата рождения и дом, в котором проживала семья Михаила Петровича Коринфского в Арзамасе. Большой акцент делается на том, что архитектор учился в первой и единственной на тот момент в России провинциальной школе живописи под руководством арзамасского живописца, выпускника Петербургской академии живописи, ваяния и зодчества, А.В.Ступина. Автору статьи очень близко все, о чем он говорит, ведь в свое время он занимался реставрацией Воскресенского собора, о котором много пишет. Со слов А.С.Петряшина, «много поработал Михаил Петрович в большом Арзамасском уезде», стал автором многих сооружений.
Статья  «Арзамасская биржа как объект культурного наследия: исторические коллизии» О.Н.Чеберевой рассматривает гипотезу о причастности М.Коринфского к завершению архитектурного облика здания, т. к. в настоящее время  автор этого сооружения доподлинно не известен. В статье делается такое предположение: «Проведенные архивные изыскания позволяют предложить следующую датировку здания: «Биржа. 1846-1853 гг., на фундаментах конца XVIII века», а также высказать предположение о том, что Михаил Коринфский с большой степенью вероятности мог быть причастен к формированию архитектурного облика здания биржи».

Статья Г.В.Филимоновой «Творчество архитектора Михаила Петровича Коринфского в рамках проекта «Места памяти» Нижегородского регионального общественного фонда деятелей культуры «Дать понять» дает представление о работе архитектора в Нижнем Новгороде, во многом опираясь на сведения, добытые в ходе исследований фонда деятелей культуры «Дать понять». Был обнаружен ряд исследователей, занимавшихся изучением творчества Михаила Петровича, проведен ряд экспедиций. В результате чего было подтверждено, что автором Троицкой церкви в селе Семеново Арзамасского района и храма Иоана Предтечи в Сарове является М.П.Коринфский.

Статья Н.В.Бартельс «Воскресенский собор в Арзамасе», в которой, кстати, отмечено, что «к настоящему времени сохранилось не так много зданий с достоверно установленным авторством Коринфского, подробно описывает Воскресенский собор (подтвержденное авторство М.П.Коринфского). Отмечается, что «арзамасцы всегда  восхищались и дорожили живописью собора» (писал Н.М.Щегольков). Автор дает достаточно подробное описание интерьера и художественного убранства собора, отмечая, что этот аспект не получил должного освещения в специальной литературе. Считается, что Воскресенский собор – крупнейший собор в российской провинции, отнюдь не провинциален по облику и истинно имперскому духу. Особенно автор подчеркивает ценность  росписей в интерьере собора, которая помогает сформировать цельность художественного ансамбля.

В Статье И.Г.Котовой «Проект Троицкого собора в Симбирске М.П.Коринфского в контексте конкурсных проектов Храма Христа Спасителя в Москве» делается следующий вывод: «Троицкий собор, спроектированный Коринфским для Симбирска, в своем решении восходит к проектам, представленным на 1 конкурс проектирования Храма Христа Спасителя Андреем Никифоровичем Воронихиным…». Нужно отметить, что М.П.Коринфский был выпускником Академии Художеств, учеником великого русского зодчего А.Н. Воронихина. В свою очередь, Воронихин работал над конкурсными проектами Храма Христа Спасителя в 1813-1814 гг., но его деятельность прервала смерть. Автор статьи отмечает, что есть некая преемственность, сходство этих соборов друг с другом. Отмечается, например, что помимо общего решения, с проектом Воронихина Троицкий собор роднит идея ступенчатой кровли, словно «возносящей» ротонду и купол собора ввысь. Но данный факт, как замечает Котова И.Г., «ни в коей мере не умаляет значение великого русского зодчего М.П.Коринфского, напротив, упоминание имени великого русского зодчего в связи с симбирским памятником делает его более интересным для исследователей».

В статье И.Ф.Макеевой «Проект М.П.Коринфского на здание Симбирской Губернской гимназии» высказано мнение о том, что «история строительства здания губернской гимназии  долгое время была окутана тайной». Отмечается, что М.П.Коринфский принимал участие в перестройке здания. Гимназическое здание и поныне в интерьерах 2-го этажа сохраняет планировку, разработанную М.П.Коринфским. М.П.Коринфский разрабатывает прекрасный проект главного фасада «ученой школы Симбирска». К сожалению, он не был реализован, многое было упрощено и изменено. Но в 1866 г. после пожара 1864 г. здание восстанавливается по проекту Михаила Петровича.

Статья Е.К.Беспаловой «Участие архитектора М.П.Коринфского в общественной жизни симбирского общества начала XIXв. резюмирует недостаток информации об архитектурной деятельности и общественной жизни этого человека. Но все-таки на основе сохранившихся архивных материалов удалось в некоторой степени осветить этот вопрос. Есть ряд документов, где дается высокая оценка, как деятельности самого архитектора, так и его личностных качеств. Так, в соответствии с выданным «Аттестатом» за подписью В.А.Ивашевой и княгини А.Н.Баратаевой, характеризующими его службу в Симбирске, Михаил Коринфский исполнял все порученные постройки «с отличной деятельностью и желаемым успехом», «Ея Величество Государыня Императрица соизволила объявить ему Монаршее Ея благоволение и пожаловать золотую эмалью украшенную табакерку…». Еще один  «Аттестат» за подписью М.П.Баратаева содержит такую фразу: «все делаемые ему поручения исполнял с надлежащею точностию и оказал примерное безкорыстие и старание при хорошем надзоре его за производством всех работ, чем и заслужил совершенное внимание и одобрение начальства.»

В статье О.А.Свешниковой «Архитектурное наследие и личность Михаила Петровича Коринфского» дается весьма подробный анализ степени изученности темы жизни и творчества архитектора, подчеркивается, что остается ещё много нетронутого исследователями. Автор делает акцент на значимости историко-архивных изысканий в исследовательской деятельности. Отмечается, что большая часть первоисточников находится в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге т Национальном архиве Республики Татарстан (НА РТ)  в Казани. В РГИА хранятся материалы о годах обучения М.П.Коринфского в Петербургской Императорской  Академии художеств в классе профессора А.Н.Воронихина. Автор пишет, что «для понимания значимости Коринфского-архитектора прежде всего следует познакомиться с его проектами», которые можно найти в уже названных архивах.

Статья Е.В.Таразановой «Храм во имя Живоначальной Троицы (Ульяновская область, Инзенский район, с. Пятино) знакомит с историей его появления именно в обозначенном населённом пункте. Подчеркивается значимость этого памятника архитектуры: «храм во имя Живоначальной Троицы в Пятине стал не только самым большим в уезде, но и одним из красивейших храмов Симбирской губернии». Автор дает подробное описание устройства храма, художественных и композиционных приемов. Представлена информация о современном состоянии храма.
Е.А.Сысоева в своей статье  «Православные храмы Самарской области, выполненные по проектам М.П.Коринфского» отмечает, что «авторство городских и пригородных храмовых комплексов установлено и принадлежит зачастую известным местным и столичным архитекторам, в числе которых был и М.П.Коринфский». В этой статье рассматриваются культовые постройки, выполненные по проектам именно этого архитектора, его же авторство по ряду построек установлено точно, других - предположительно. В 1824 г. была построена каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы (ныне утраченная), в 1833 г.- Христорождественская церковь в поселке Волжский. В селе Шигоны была построена по проекту Михаила Петровича ещё одна церковь. Автором отмечено также, что «помимо храмов, М.П.Коринфский проектировал дворянские усадьбы, в состав которых входили и культовые постройки».

В своей статье «Творческое наследие архитектора М.П.Коринфского в Самарской области «Христорождественская церковь в с.Царевщина и церковь Рождества Христова в с. Рождествено» А.С.Исаков отмечает малоизученность творческого наследия Михаила Петровича в Самарской области. Подробно автор остановился на знакомстве с такими сооружениями, как Христорождественская церковь в Царевщине ( ныне пос. Волжский) и Христорождественская церковь  в селе Рождествено. А.С.Исаков перечисляет также и другие постройки в Самарской области по проектам М.П.Коринфского: Успенская церковь в Самаре (1828), церковь Михаила Архангела в Шигонах (начало 1830-х), Казанская церковь в Богдановке (1828), Христорождественская церковь в Царевщине (ныне пос. Волжский, 1833), церковь Рождества Христова в селе Рождествено (1843).  В заключении автор призывает к необходимости восстанавливать и сохранять наследие этого талантливого архитектора.

Статья Т.Ю.Конякиной «Усадьба графов Мусиных-Пушкиных и Гагариных в с.Заборовка Сызранского района Самарской области» освещает судьбу семей Мусиных-Пушкиных и Гагариных. Автор рассказывает о судьбе самой усадьбы графов Мусиных-Пушкиных и Гагариных, построенной по проекту М.П.Коринфского.

Статья С.П.Саначина «Некоторые метаморфозы из личной жизни Коринфского в Казани» состоит из двух частей под названиями «Дом» и «Жены». В первой части («Дом») автора интересует тот дом, в котором Михаил Петрович поселился по прибытию из Симбирска в Казань. Как выясняется, с ним связано много моментов, до конца невыясненных и загадочных. Остается много для исследователей «белых» пятен, как в биографии, так и в творчестве М.П.Коринфского. Вторая часть «Жены» - целый детектив, расследующий тайны личной жизни Михаила Петровича. Здесь названы имена детей и жен архитектора, С.П.Саначин пытается внести свои разъяснения по этому вопросу на основе собранных материалов.
В своей Статье «Михаил Петрович Коринфский: работа в Строительном комитете Казанского императорского университета» Н.А.Пакшина выделяет два наиболее значимых периода в работе архитектора – это арзамасский и казанский. В Арзамасе он прославился своим Воскресенским кафедральным собором. В Казани же, куда Михаил Петрович переехал в 1832 г., были построены наиболее значительные сооружения (Собор Грузинской Божьей Матери Богородицкого мужского монастыря, реконструкция здания Родионовского института благородных девиц и Первой мужской гимназии, колонный зал Дворянского собрания). Но Н.А.Пакшина выделяет среди работ архитектора наиболее известную – корпуса и службы университетского комплекса. По проектам и при непосредственном участии М.П.Коринфского были построены анатомический театр, обсерватория, здание химической лаборатории, физического кабинета, университетская клиника, библиотека и ряд построек хозяйственного назначения. В период строительства репутация архитектора была на высоте, он был утвержден преподавателем архитектуры университета. Автор статьи подчеркивает, что «Коринфскому удалось соединить учебные постройки Казанского университета в великолепный, решенный в едином стиле ансамбль». Н.А.Пакшина сообщает, что ей удалось побывать на могиле М.П.Коринфского, похороненного в Казани на Арском кладбище в 1851 году и покоящегося «в одной могиле вместе с женой Анастасией Александровной под спроектированным им же самим надгробием».

Знакомство с этим сборником дает много сведений о жизни и творчестве М.П.Коринфского, но, как отмечают даже сами авторы-исследователи, остается ещё много вопросов о жизни и творчестве этого человека. До конца не установлено или под сомнением авторство многих построек. Исследователи, участники конференции призывают не останавливаться на достигнутом, делясь своими наработками, указывают на то, что ещё мало изучено, что может заинтересовать и других увлеченных следопытов.

Обзор составила научный сотрудник
музея "Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска"
Елена Кашаева


Комментарии

Комментариев нет. Вы можете быть первым!

Оставить свой комментарий