Afisha

Monday is a day off in museums

"Диван, чемодан, саквояж..."



В рамках Второго Международного культурного форума – главного события Ульяновской Осени-2012, Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» открыл выставку новых поступлений под названием "ДИВАН, ЧЕМОДАН, САКВОЯЖ…"

Выставка работает в музее «Симбирское купечество». Представленный экспозиционный ансамбль состоит из мемориальных комплексов, тематических и типологических коллекций. При всем предметном многообразии экспозиция наполнена  драматургией и  прозрачным намеком на то, что заповедник всегда ждет местных жителей и потомков коренных симбирян, являющихся  для него основным источником комплектования.

Основной в концепции комплектования Музея-заповедника является  тема истории Симбирска-Ульяновска. Каждый экспонат этого раздела выставки особенный:
Гравюру  «Вид города Симбирска с северо-запада» (1769 г.) знают многие, но ощутить особую энергетику подлинника до сих пор могли единицы. Выставка представляет подлинник гравюры, возраст которой почти  250 лет. У гравюры два автора: М.И. Махаев и А.И. Свечин. Точная и достоверная  городская панорама была выполнена экспедицией под руководством географа и картографа А.И. Свечина с помощью камеры-обскуры - прообраза фотоаппарата;  художественное оформление и «население» персонажами произвел гравер, исполнитель лучших карт России ХYIII века  М.И. Махаев.  Именно такой город отразил атаки войск  Степана Разина. Именно таким увидела Симбирск Екатерина II во время своего Волжского похода на галере «Тверь».

Тему  Симбирска на выставке продолжает форменная пуговица с мундира чиновника Симбирской губернии. На ней – мелкорельефное изображение герба губернии,  лавровая  ветвь и надпись «Симбирской». Такие пуговицы были  введены  специальным Указом Николая I в 1831 году. Указ «переодел» многочисленных чиновников России в одинаковые мундиры красного сукна, а в качестве признака различия представителей одной губернии от другой предусмотрел гербы и надписи на мундирных пуговицах.

На пуговице изображен второй Симбирский герб, высочайше утвержденный в декабре 1780 года (колонна, увенчанная короной).  А вот первый городской герб,  пожалованный в 1672 году, демонстрирует следующий экспонат: государственная печать города Симбирска. На медном диске изображен лев с мечом;  по окружности надпись: «Печать государева города Синсирска» (именно так, с ошибкой). Углубленные надписи и герб вырезаны в зеркальном изображении, как и полагается матрице.  

Данная находка еще не приобрела музейного статуса, так как не выяснено главное: подлинник это или ловкая подделка, пусть даже выполненная век назад? Неправильное написание названия города на печати вселяет надежду на подлинность, так как сфрагистике известны подобные неточности. Или матрицу забраковали по причине описки? В этом случае объяснимо её «выпадение» из административного поля и «перемещение» на бытовой уровень, с которого она и поступила в Музей-заповедник. Так или иначе, мы продолжаем исследование, а поместили предмет на выставку с целью  услышать от посетителей любое компетентное суждение.

Не меньшим раритетом является коллекция красочных гравюр XYIII – начала XIX веков, выполненных  живописцем и  рисовальщиком, выпускником Российской Академии художеств Е.М. Корнеевым и  известным английским художником  и гравером Дж. Дедли.  На  работах Корнеева - представители народов Поволжья изображены в интерьерах жилищ за повседневными делами. На листах Дедли – женщины в танцевальных позах. Все персонажи в национальных костюмах. Древнейшая офортная техника, какой является гравюра пунктиром, обеспечивает мелкую проработку деталей костюмов и украшений. Гравюры выполнены по материалам академических экспедиций, в том числе экспедиции П. Палласа, который в 1768 году исследовал территорию Симбирского края.
Экспонирование гравюр - это не только демонстрирование успехов комплектования фондового собрания Музея-заповедника, но и повод обратить внимание краеведов на устойчивую ошибку, которую они повторяют вслед за П.Л. Мартыновым и М.Ф. Суперанским вот уже более 100 лет. Ошибка заключается в утверждении, что, якобы, русское население появилось в Среднем Поволжье только с приходом сюда Московского государства (в XYI веке). Современная археология доказала, что славянские племена никогда не были чужими на нашей территории. Древние славяне (праславяне) пришли на Симбирскую землю во II тысячелетии до н.э. В IY веке н.э. славяне (представители именьковской культуры) повсеместно заселили территорию современной Ульяновской области и Татарстана и в последствии составили большинство населения Волжской Булгарии. Первое письменное упоминание о многочисленных славянах Среднего Поволжья относится к 737 году.
Таким образом, коллекция представленных гравюр содержит едва ли не самые ранние изображения представителей всех коренных народов территории нашего края: русских, мордвы, чуваш, татар.

История города не может существовать вне контекста истории страны и всеобщей истории. Посредством новых поступлений выставка рассказывает о симбирских купеческих родах Юргенсов и Бабушкиных; о редких музыкальных инструментах, бытовавших в нашем городе; о Симбирском детстве выдающегося физика-атомщика И.В.  Курчатова; об освоении космоса и даже  о событиях Северной войны (1700-1721 гг).

Зритель непременно оценит зрелищность коллекции дорожных сумок, шкатулок, чемоданов, сундуков. Мало кто знает, но исторически правильнее было бы перечислить эти предметы в обратном порядке. Так, сундук в русском быту и языке остался после татаро-монгол. Короба со съемными крышками придумали славяне. Ларь пришел к нам из Египта и Древнего Рима. В России ларем называли емкость для хранения продуктов, которая имела жесткую конструкцию со скошенной крышкой. Дорожная разновидность ларя позже превратилась в чемодан, а небольшая емкость для хранения предметов стала называться шкатулкой. С развитием транспорта появился саквояж – такое название получила небольшая багажная тканевая, а позднее кожаная, сумка с небольшой ручкой. Признаком респектабельности и богатства всегда был кофр - дорожный сундук-шкаф  жесткой вертикальной конструкции. Кофр пришел из Западной Европы и  стал промежуточной стадией между чемоданом и ларцом. Баулом называли округлый, с горбатой крышкой дорожный сундук или большую мягкую дорожную сумку.  

Компанию этих «родственников» дополняет портфель. Но экспонируется  он рядом с немецкой танковой радиостанцией времен Великой Отечественной войны и полевым советским коммутатором с пробоиной от осколка снаряда. Кожаный портфель к войне имеет непосредственное отношение. Он принадлежал генералу-фельдмаршалу Фридриху Вильгельму Эрнсту Паулюсу, тому самому Паулюсу, который первый из фашистских фельдмаршалов попал в плен к противнику.  Штаб   6-й немецкой армии под его командованием 31 января 1943 года был пленен под Сталинградом советскими войсками. В процедуре пленения принимал участие Н.М Лукин - наш земляк, командир 166 отдельного полка танков-тральщиков.  Портфель достался ему в качестве трофея, после войны он им охотно пользовался, изрядно потрепал. Но мемориальное значение предмета от этого не теряется.

В переводе с французского «портфель» - «носить лист». Если вспомнить, что Ф. Паулюс был автором плана Барбаросса - плана нападения на СССР, то нетрудно представить какой именно «лист» может помнить эта  «породистая»  кожаная сумка.  

Экспонаты выставки –  малая часть новых фондовых поступлений, но даже она дает представление о широте интересов Музея-заповедника. Всеохватывающая история такого обычного, но совсем не простого русского провинциального города, которую призван сохранять и отображать в своих музейных экспозициях  заповедник, вызывает у его посетителей сначала любопытство, а затем, как правило,  восторг. Еще никто не назвал музеи заповедника тривиальными или  местечковыми, а вот про самобытность, яркость, уникальность музеев, способных вызывать у посетителей гордость за отечественную культуру, мы слышим постоянно.

И на сей раз выставка сумеет удивить внимательного зрителя, который найдет в экспозиции не только заявленные в названии диван, чемодан и саквояж, но и корзину, картину, картонку (заодно узнает, что картонками называли шляпные коробки), а самые внимательные  разглядят  даже  маленькую собачонку.  

Федотова Наталья, главный хранитель Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина»


Comments

There are no comments. You can be the first one!

Provide your feedback